Страницы

среда, 24 сентября 2014 г.

Мастер-классы. Тема для обсуждения

Дорогие читатели!
Сегодня мы хотим обсудить с Вами тему Мастер-классов  (ожидания Участников и Мастеров, организационные моменты и др.). Для этого мы решили пригласить профессионала с многолетним стажем в сфере организации различных тренингов, а также активного участника мастер-классов по скрапбукингу - Татьяну Архипову.
Ей слово:)

Последнее время в блогах, в журналах все больше уделяется внимание обсуждению такого вопроса, как проведение мастер-классов. Наверное, это неслучайно. Ведь одной из эффективных форм распространения собственного опыта и является мастер-класс. Сегодня мастер-классы стали очень популярны во многих областях – это и педагогика, технологические направления, медицина, разные виды ручного творчества, кулинарии, садоводстве. Скрапбукинг – не исключение.

МК Ольги Знаменской в Киеве

Что же такое этот мастер-класс, чем же они так привлекательны. Погуляв по просторам Интернета, почитав, что пишут, я выделила следующее:

Мастер-класс (сокращенно МК) это форма занятия, позволяющая:
* демонстрировать новые возможности в определенной технике;
* создать особые условия обобщения и распространения информации;
* эффективно передавать знания и умения путем демонстрации навыков при активной роли всех участников.

Особенности проведения МК:
* самостоятельная работа в малых группах с использованием обмена мнениями;
* создание условий для включения всех в активную деятельность;
* использование приемов, раскрывающих творческий потенциал, как мастера, так и участников МК;
* представление возможности каждому участнику опробовать материалы и инструменты, а также высказать свое мнение об этом;
* форма взаимодействия: сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Цель МК:
* не просто сообщить и освоить информацию, а передать эффективные методы и приемы выполнения тех или иных работ.

Примерный алгоритм проведения МК:
* представление мастера и знакомство с участниками;
* определение объекта для выполнения;
* представление материалов и инструментов;
* разбивка задачи на этапы;
* поэтапное выполнение объекта;
* обсуждение результатов работы и подведение итогов.

МК Елены Виноградовой в Киеве
Понятно, что чтобы мастер-класс соответствовал хотя бы приближенно вышеуказанным требованиям, чтобы все участники остались довольными, к нему нужно очень хорошо готовиться. Как мастеру, так и организаторам, так и участникам.
Сразу оговорюсь, я 30 лет занимаюсь профессионально организацией и проведением обучения взрослых на производстве. За несколько лет в скрапе, я посетила 13 МК у 6-ти мастериц. Сама провела несколько МК для новичков, которые не собираются покупать инструменты и материалы, но любят иногда что-то сделать своими руками для близких людей.
Зачем я хожу на МК? Вначале своего скрапового пути я, конечно же, шла на МК за знаниями и практическими навыками. Сегодня же, даже с учетом «нет предела совершенству», я иду на МК уже, в первую очередь, за позитивом, за вдохновением, для того, чтобы познакомиться с новыми людьми и увидеться с подругами, которых приобрела в скраповом сообществе. Ну и, конечно же, чтобы познакомиться с новинками из материалов и инструментов, с новыми технологиями.

МК Евгении Петцер в Киеве
А, поскольку, МК не дешевое удовольствие (как и положено быть ценным вещам), ожидаю от МК отдачи, адекватной вложенным за него средствам. Рынок мастер-классов не стоит на месте. Как и все вокруг, он имеет свое развитие и то, что несколько лет назад было «за счастье», сегодня уже не вызывает удовлетворения, а может и подвергаться критике, так как не всегда оплаченные средства за МК оправдывают свое вложение.
Я думаю, что все участники скрапового сообщества заинтересованы в развитии деятельности по мастер-классам. Для одних – это заработок, для других – покупка знаний и удовольствия. Высокая стоимость, наличие огромного числа МК в Интернете (он-лайн, «в коробках») предъявляют еще большие требования к, так называемым, «живым МК». Ведь если обучающийся уходит с МК за $100 недоволен, то виноват не он сам, а мастер и организатор. Это же сфера услуг - мастер продает услугу, а обучающийся её покупает, а «клиент всегда прав». То есть, если обучающийся недоволен, значит, не так объяснили, не так заинтересовали, не так показали.
Поэтому просто необходимо учитывать «ошибки прошлого»…
Приведу несколько наблюдений из собственной практики посещения МК:
Зачастую приезд мастера и наличие материалов считаются достаточными условиями проведения МК. Ни у одного мастера я не видела плана занятия – разбивки МК на этапы и определение временных затрат (может быть они где-то есть, но на занятии ими не пользуются). Поэтому вначале МК все расслабленные, а в конце – гонка, паника и в результате уход с МК с неоконченной работой. Из всех МК, на которых я была, в 20% случаях я вышла с полностью завершенной работой, еще в 20% случаях – я завершила работы дома, остальные работы лежат в «недострое» и ожидают своего часа.

МК Евгении Петцер в Киеве

То есть, чтобы увеличить стоимость МК, мастера завышают объемы выполняемой работы, что, конечно же, потом огорчает участников.
Иногда мастер не считает нужным привезти образец готовой работы, чтобы обучающиеся могли воочию увидеть, что они будут делать на МК: «Можно посмотреть в блоге». А ведь очень важно увидеть «вживую», пощупать…
Огромное значение для проведения успешного МК имеют условия проведения МК – я была на МК очень хорошей мастерицы в проходном помещении без окон, рабочих мест не хватало. Было 4 МК за два дня. Мы работали с 10 часов утра до 21 часа. За весь день предусмотрен был один перерыв на 30 минут на чай, кофе и то за ними нужно было бежать в близлежащее кафе. Надо сказать, что к концу второго дня Мастерица была очень уставшей. Представляете, с каким впечатлением ушла девочка, которая купила только один МК, который проводился последним? А ведь платили все одинаково.
МК – это сотрудничество мастера и обучающегося, в результате которого участник МК делает работу. А иногда участники уходят с работой мастера. Конечно же, мы понимаем, что если мы идем на МК, то мы будем уходить с работой в стиле мастера, его проводящего, но со своей работой. А если мастер сносит безоговорочно твою композицию, то, по крайней мере, он должен объяснить почему. Аргумент «так лучше» или «мне так нравится больше» как-то не работает. Получается, что ты платишь только за то, чтобы посмотреть, как делает мастер, но это тогда должно стоить дешевле.
Еще об одном очень важном моменте хотелось бы сказать. Это об отношениях между мастерами, которые проводят МК. Очень коробит неуважение среди мастериц. Как реагировать на вопрос известной мастерицы: «Как тебя угораздило приехать на МК к ….?». Каждому мастеру есть чем поделиться, у каждого мастера есть чему научиться и поддержка друг друга Вам только поможет. Присутствие на МК известных мастериц друг у друга только добавило бы заинтересованности участников.

МК Елены Виноградовой в Киеве

Думаю, избежать некоторых сложностей при проведении МК можно было бы, проведя вначале занятия знакомство-опрос обучающихся. Для этого достаточно 10-15 минут. Каждый представится (ведь иногда на МК мы работаем, бок о бок по 6-9 часов, уходим и даже не знаем имени соседки), расскажет, зачем пришел на МК, чего он ожидает от МК, а мастер определит четко цели занятия и правила поведения (что как используется, куда кладется и т.д.), расскажет о плане занятия, затратах времени. Многие конфликтные точки снимутся сразу же. В конце МК очень полезным было бы обсуждение результатов, что получилось, что не получилось, какие предложения. Кстати, можно в конце провести анкетирование по вопросам впечатлений от МК.
Подведя итог (простите за «много текста»), безусловно, чем более рынок насыщается теми или иными услугами, тем более важно улучшать качество этих услуг, дабы не выпасть с этого рынка. И мы все, и мастера и участники, заинтересованы в том, чтобы МК проводились. Мы ведь приходим на МК не только за новыми знаниями и навыками, но еще и за энергетикой, за вдохновением, ради встречи и общения с единомышленниками, посмотреть новые материалы и инструменты и т.д. Посему, желаю всем творческого вдохновения, успехов и удачных, плодотворных МК!!!

Мы благодарим Татьяну за статью и от имени Модного Хобби и магазина ScrapUA (как организатора мастер-классов) просим Вас, при желании, поделиться в комментариях своим мнением:
- что важно для Вас при посещении МК
- что плохое и что хорошее запомнилось Вам с МК, которые Вы посетили
- какие МК Вам бы хотелось посетить (по уровню/опытности, теме, мастеру)
- любая другая информация/ мнения/ впечатления по теме, которыми Вы хотите поделиться

*в статье использованы фотографии с Мастер-классов, проведенных при посредничестве магазина ScrapUA

24 комментария:

  1. Мне, к сожалению, не посчастливилось попасть на МК еще.Вот теперь стоит задуматься, как теперь выбрать мастера, чтобы не разочароваться.

    ОтветитьУдалить
  2. шикарнейшая статья, в действительности так и нужно делать,ведь творчество для нас - это отдушина от домашних забот, работы, и если ты приходишь на МК и еще там какие-то напряги, "недосказанности" и трудности,тогда получается, что нет того удовольствия, которое нам всем должен приносить скрап не зависимо от степени мастерства. и учиться-то тоже ведь всегда проще с удовольствием)) Беру на заметку) Спасибо, девочки,что разложили все по полочкам)

    ОтветитьУдалить
  3. Я согласна с Таней. Особенно в последнем пункте - ознакомление с полем деятельности и окружением очень нужно.
    Добавлю, что при анонсе МК часто упускают такую вещь, как определение аудитории. Есть МК специально для начинающих и не слишком опытных. Есть такие, где без основательной подготовки не справишься и будешь отставать от группы опытных. Есть МК где всё "с нуля", есть по заготовкам мастера. И, соответственно, может не интересовать кого-то. Это всё должно быть тщательно прописано. Иначе возможны огорчения у посетителей.

    ОтветитьУдалить
  4. Замечательная статья. У меня только один опыт МК по скрапу и то не у именитой скрап-мастерицы, но как верно и точно все отражено в статье. После того неудачного опыта долго не хотелось посещать живые МК, а учитывая, что мне для их посещения нужно не только стоимость МК оплатить, но ехать в другой город (то есть добавляется стоимость проезда и проживания), то теперь с завистью смотрю на анонсы МК в Москве, но пока не решаюсь.
    И точно подмечено про обсуждение результатов - ведь не всегда участники говорят о своем недовольстве и о расхождении в ожиданиях от МК и полученным в результате его посещения. Но еще огромный вопрос в том, готовы ли мастера услышать не восторженный отзыв об их МК, для того, чтобы учесть недочеты и устранить их в будущем.
    Спасибо за статью и важную тему.

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо за статью.
    На МК еще не была, но планирую.

    ОтветитьУдалить
  6. Татьяна, как всё правильно написано, подписываюсь под каждым словом.
    МК нужно посещать - это атмосфера творчества, море удовольствия, вдохновение ... круто!

    ОтветитьУдалить
  7. К сожалению, мой первый опыт посещения живого МК был неудачным, так что пока посещаю только бесплатные скрап-посиделки, а деньги предпочитаю тратить на бумагу и материалы

    ОтветитьУдалить
  8. А ещё не каждая хорошая мастерица является хорошим педагогом.

    ОтветитьУдалить
  9. Верная правильная статья, спасибо! Прочитала с огромным интересом!

    ОтветитьУдалить
  10. Отличная, грамотно написанная статья, чувствуется педагогический опыт. Я была на 3-х МК у очень талантливого человека, работами которого восхищаюсь. Осталось впечатление художественной самодеятельности... Вот очень точно подмечены в статье организационные моменты - просто руководство к действию.
    А еще такой момент: на занятиях присутствуют и люди регулярно посещающие МК любимого мастера и те, кто пришел впервые. Невольно у "новичков" возникает чувство отчужденности: ну как вы приходите в уже сложившийся класс, а там Марья Ивановна ласква со "своими" и присматривается к "чужаку", я понимаю, что это естественно, что возникают личностные взаимоотношения, но на "уроке", т.е. на МК предпочтительнее было бы соблюдать нейтралитет.

    ОтветитьУдалить
  11. Подпишусь под каждым словом Татьяны. Сама я периодически бываю и стой, и с другой стороны (и посещаю, и провожу МК). Особо подчеркну необходимость "живого" образца на мастер-классе и именно фото этого образца в анонсе МК. Разочарования приходят чаще всего из-за того, что за ограниченное время и с ограниченным набором материалов не получается не только завершить работу, но даже и маленько приблизить ее к анонсируемому образцу. Ведь для завлекалочки частенько выкладываются лучшие изделия, а по факту на мастер-классе делаются более быстрые варианты.

    ОтветитьУдалить
  12. Спасибо за статью - очень познавательно почитать :)

    ОтветитьУдалить
  13. У меня только одно замечание, из моей практики, очень трудно определить время отпущенное на каждый этап, ну например на МК по готовому изделию. Потому что люди разные, новички и бывалые, флегматики холерики, трусишки и смелые, с ленцой и работящие. Вообщем разные. Мастер класс это не конвейер, потому что там сидят не колёсики, винтики и шпунтики, а реальные люди, которых нельзя грести под одну гребёнку. И если ты проводишь МК с душой, то ты будешь стараться найти подход к каждому, каждому донести свои знания, свой опыт. И на это тоже надо время и терпение. Порядок и планы оно конечно хорошо и правильно, но мы работаем с живыми людьми и это вносит свои коррективы.
    И вот достаточно часто, мои ученики мне жаловались, что на некоторых МК мастер относиться к процессу очень сухо, не заботясь дошло ли сказанное или сделанное до каждого, успел ли сделать конкретный человек. и от этого у людей остаются очень неприятные впечатления, что астер к ним относиться как к механизмам, даже больше, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИ. Что главное получить деньги за МК, а уж всё ли всё поняли или успели, мастера не волнует, ведь у него как раз вот эти лимиты времени.

    ОтветитьУдалить
  14. Очень хорошая статья! Спасибо, Таня!

    В нашем городе проводятся МК довольно часто и по отзывам девочек, их регулярно посещающим, больше всего расстраивает, когда материалов на МК выдается заведомо меньше, чем нужно, чтобы сделать работу, как у мастера. Например, частенько украшений дают значительно меньше, чем в работе-образце использовано. На одном МК по блокноту с разделителями в стиле микс-медиа, украшения вообще не выдали на МК, хотя в образце- работе мастера их было использовано довольно много и это конечно, очень украшало работу.
    При этом если спросить прямо про "недостаточно материалов", то мастер говорит - "организатор должен был всё закупить", а организатор - "вроде мастер сам должен был привезти, ну, и что-то же там у вас на столах было..."
    Ну, и то, что очень часто анонсируется, что с МК вы уйдете с полностью готовой работой, а по факту, при МК по альбомам хорошо, если работа в конце МК готова на 50%. Об этом тоже стоит честно предупреждать заранее.

    ОтветитьУдалить
  15. Большое спасибо, почитала с большим удовольствием.

    ОтветитьУдалить
  16. Спасибо Тане за статью, встречались с ней на мк и было приятно общаться и работать рядом! Имею опыт с двух сторон ,поэтому мне понятны ожидания ученика,но хочу немного сказать и в защиту мастера. Как сказала Ира ,действительно все люди разные и трудно определить затраты времени,не зная кто к тебе придет и второе-если чисто технические вопросы еще можно как-то запланировать( например,сшивание блокнота,то творческая часть,особенно декор , плохо поддается планировке)) Да и ,действительно, нужно время настроиться на творческую волну, поэтому сначала все делается медленнее,а время-то идет.. Согласна,что мастер должен уважать своих учеников уделять им достаточное внимание, но и ученики должны его уважать. Как минимум, прислушиваться к советам,а не говорить-а мне так нравится,и все если пришел учиться-учись,а если сам все знаешь-зачем пришел?Никто ж не заставляет Да и трудности бывают зачастую там,где не ждешь- не композиция или декор, а боязнь швейной машинки ,например)) Кстати,тема Мк буквально сегодня поднималась в блоге у Юли Родионовой . Кому интересно,зайдите и почитайте.http://belchenish.blogspot.com/2014/09/blog-post_24.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вика, спасибо за ссылочку :) интересно, когда совпадают темы в разных уголках мира. Мысли переплетаются. Но правильно очень заметили девочки в комментариях там, что не надо называть "МК по готовому альбому" тот МК, на котором невозможно сделать альбом :)
      Лично я была и на тех, на которых успевалось с нуля сделать все, включая переплет. И на тех, где был заявлен альбом с переплетом и ни слова о переплетах не было :)
      И вообще, классно ж, если бы делали МК по техникам, творческие такое встречи, без цели "переделать непеределываемое". Самым близким к этому варианту есть МК по страничкам, вот они позволяют насладиться процессом. Люблю их! И очень рекомендую для посещения. Справедливости ради, стоит заметить, что посещать их люди не любят, всем вот готовый альбом подавай. А для обучения именно они и нужны!

      Удалить
  17. Была на нескольких МК у двух мастериц. Первая - Дина Ахметова. Я делала шебби-бук (остался недоделанным по моей вине, умчалась раньше с МК), календарь и фоторамку. Претензий к мастеру не было совершенно. Разбирала каждую страничку каждого ученика, указывала на ошибки, объясняла про композицию. Причем делала это не "на ушко" каждому ученику, а так, чтобы слышали и понимали все. После первых двух страничек шебби-бука мы дружненько поняли как работать, как выстраивать композицию и прочие важные моменты. Я была новичком. Занималась скрапом не больше 3-х месяцев. В общем, со стороны мастера было все ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!!! Огорчили немного организаторы МК нашего города. Маленькое помещение, постоянное напоминание, что не укладываемся по времени, ну про чай и печенюшки... не было) Второй МК был у Вики Fleer. Чудесный мастер. Я начала обучаться новому стилю, и она меня очень сильно вдохновила. Но т.к. общие знания по скрапу у меня уже были, мне стало намного проще и легче. В этот раз поразили организаторы. Светлая, уютная студия магазин. Можно было пользоваться ВСЕМ чем угодно с данного магазина, причем очень качественные и редкие товары. Просто подходишь к полке и берешь, что тебе нужно. Приятно удивило))) Вот такой у меня был опыт. Теперь резюмирую:
    - для меня важно на МК использовать качественный материал, знакомиться с новыми для меня инструментами и техниками. Чем разнообразней, тем лучше))) Конечно, не за один день. Но если проходит серия МК, то я посещаю кардинально разные, с разными объектами.
    - с мастерами мне очень повезло, организация в первом случае могла бы быть и лучше)))
    - хотелось бы посетить теперь МК мастера техники Стимпанк

    ОтветитьУдалить
  18. Спасибо, Тане за эту статью! Ее опыту в этом деле доверять можно на 100%! И очень важный совет от нее же когда-то получила и стараюсь ему следовать. "Чтобы учиться, нужно хоть на 1 МК к каждому мастеру, который приезжает, попасть. Чтобы увидеть, как работает этот мастер." (конечно же, если мастер тебя вдохновляет и тебе к нему хочется!)
    И еще хочу сказать о том, что полезно и 2 раза попадать на МК одного и того же мастера. У меня был такой опыт, с разницей в год к нам приезжала Надя Smilla. Второй раз я шла больше за вдохновением, чем за знаниями, которые, как думала я, уже есть с прошлого раза. НО! Когда ты знаешь суть, то начинаешь ловить оттенки, ньюансы, начинается магия :) невозможная для первого МК по какой-то технике. Было здорово!

    ОтветитьУдалить
  19. Хорошая статья! Такие моменты нужно поднимать почаще! Я бы еще рекомендовала всем мастерам в конце проводить анонимный опрос: что НЕ понравилось в организации, в МК, в мастере. Чтоб участники на бумажках писали и в конвертик складывали, чтоб мастер потом мог реально оценить как прошел МК и улучшить что можно :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, спасибо! Отличная идея! Надо взять себе а заметку! Обычно все уходят довольные, улыбаются, но возможно что даже среди улыбающихся лиц, найдется неудовлетворенный моей работой человек, а я так об этом и не узнаю. И не смогу исправить свои ошибки, о которых даже и не подозреваю. И возможно этот человек уже никогда не придет на мк не только ко мне, но и другому мастеру.

      Удалить
  20. Девочки, спасибо за статью, есть о чем поразмышлять.

    ОтветитьУдалить